Saturday, September 6, 2008

Муфтият для власти или народа? Обращение народно-демократических организаций татарского национального движения мусульманам Татарстана

Муфтият для власти или народа?

Обращение народно-демократических организаций татарского национального движения мусульманам Татарстана

Как нам стало известно, в феврале 2008 года в г. Казани Духовным управлением мусульман Татарстана проводятся юбилейные мероприятия, посвященные его образованию. Но почему то счет времени ведется с 1998 г., то есть с момента созыва третьего, так называемого «объединительного съезда» ДУМ РТ. Первые два съезда, созванные в 1992 и 1995 гг. после распада Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири, учрежденного еще при царице Екатерине, выпадают из юбилейного счета. Такое беспамятстство объясняется очень просто: первые два съезда были созваны по инициативе национального движения, которое было инициатором образования самостоятельного Духовного управления суверенного Татарстана. Первый съезд можно назвать отделительно-организационным. Муфтием на этом съезде по предложению председателя партии “Иттифак” Фаузии Байрамовой был избран оказавший поддержку национальному движению имам-хатыйб соборной мечети “Нурулла” Габдулла Галиуллин. Он стал третьим независимым муфтием в истории татарских мусульман после Галимджана Баруди и Ризаэтдина Фахрутдина, избранных в период потери контроля за религиозной жизнью мусульман после Октябрьской революции со стороны атеистической советской власти. Второй съезд мусульман Татарстана прошел тоже под влияним демократического крыла татарского национального движения. Эти первые два съезда не были признаны официальной властью, находящейся еще под влиянием коммунистической идеологии. После того как официальная власть взяла под контроль религиозную жизнь республики, третий съезд был уже созван под ее эгидой. И муфтий сооответственно был избран по ее инициативе. Совсем как в добрые царские времена. Национальное движение, создавшее суверенный муфтият оказалось тут как бы ни причем. Это говорит о том, что мусульмане России своего независимого муфтия могут избрать лишь при невмешательстве официальных властей.  
Габдулла хазрат исполнял обязанности муфтия в 1992-1998 годах, в напряженный перид татарской истории. Именно этот перид выпадает из поля татарской религиозной истории, как и история Золотой Орды и татарских национально-религиозных организаций периода Октябрьской революции. В этот период татарское национальное движение пережил этапы подъема (1992-1994), упадка (1994-1996) и распада (1996-1998). Естественно, такой же путь перижило религиозное движение, связавшее свою судьбу с национальным движением. Во время подъема национального движения находился на подъеме и татарское религиозное движение. Упадок и распад национального движения обусловил упадок и распад религиозного движения. Тем не менее, независимое религиозное движение удалось сохранить дольше, чем национальное. Очнувшись от первоначального шока, официальная власть в первую очередь набросилась на национальное движение, представляющщее на ее взгляд наибольшую угрозу межнациональной стабильности в республике. 
Смещение независимого муфтия означало окончательное поражение национального движения, сделавшего последнюю ставку на духовное возрождение татарского народа. 
Повторилась история 1917 года, когда национал-социалистами во главе с Мирсаидом Султангалеевым были разгромлены все национальные органы татарского народа, созданные на волне революционного подъема: Милли Меджлис, Милли идарэ, Хэрби Шуро и др. Тогда национальное и религиозное движения представляли единое целое, более того, в то время без поддержки просвещенного духовенства создание национальных структур управления было бы невозможно. Об этом свидетельствует поддержка национального движения со стороны муфтия Галимджана Баруди и первых двух съездов российских мусульман.
История повторилась по содержанию и точности исторической хроники.
В период подъема национального движения конца восьмидесятых и начала девяностых годов прошлого века эту функцию взяли на себя левое крыло татарского национального движения и созданное им Духовное управление мусульман Татарстана.
И на этот раз разгром татарских национальных органов управления был осуществлен руками тех же национал-социалистов при поддержке приближенных к власти национал- прагматиков при полном равнодушии татарской интеллигенции. Естественно, это дело не обошлось без привлечения официальных властных структур, в том числе судебных органов.
Но цель нашего обращения не сводится к желанию ”ворошить прошлое”. И дело вовсе не персоналиях: кого избирали или кто выбирал. Дело в принципе. Мусульмане Татарстана дожны задавать себе вопрос: существуют ли для них реальные условия духовного и национального возрождения. Мы говорим, нет! Тем не менее, не хотим свалить всю вину на представителей официальной власти (среди них немало порядочных людей, болеющих за судьбу своего народа), на официальное духовенство (пытающееся как то содержать построенные мечети и медресе), ни на проправительственные национально-культурные организации (по мере сил поддерживающие тлеющий очаг национальной жизни). 
Дело в другом. Большинство татар, видя бесмысленность борьбы за национальное освобождение ушло в пассивную депрессию и потеряло веру во власть, национальные и религиозные организации. Видя их слабость и бессилие, порой бездушие и непорядочность, невежственнось и отсутствие созидательной мысли стали отожествлять с истинной религией, подлинной национальной культурой и не поддающимся изменению образом жизни. 
Все это приводит к ослаблению веры и потере смысла жизни
Поэтому мусульмане Татарстана должны осмыслить и понять, что они живут в условиях несвободы, под игом куфра, и никакие официальные организации (правительственные, национальные, религиозные), как производные от колониальной власти не выведут их из мрака безбожия на божий свет. Это касается даже русских и православных, не то что татар и мусульман. Ибо для куфра не существует ни тех, ни других.
Поэтому, предлагаем тем, кто действительно стремится к истине и божьему свету, не полагаться (во всяком случае целиком) на официальные религиозные структуры, а создавать собственные общественные организации (институт семьи, мехелле, общества и др.), не вступая в бессмысленный конфликт с проправительственными организациями. 
Естественно, избраемые вами имамы должны пройти высокую духовную и светскую подготовку в духовно-светской татарской духовно-светской системе образования.
Только из этой системы могут вырасти просвешенные имамы будущего, в том числе муфтии, по меньшей мере, уровня Галмджана Баруди и Ризаэтдина Фахрутдина.
Надеемся, что мусульманская умма Татарстана найдет в себе силы противостоять силам куфра и постепенно выйти на путь просвещенного развития.

Председатель Милли Меджлиса татарского народа
  Ильдус Амирханов
Председатель партии национальной независимости «Иттифак» 
  Фаузия Байрамова
Полномочный представитель Всероссийского исламского комитета
  Руслан Айсин


No comments: