Wednesday, September 17, 2008

Милли Меджлис как высший орган национального самоуправления

  Милли Меджлис как высший орган
национального самоуправления

   
На протяжении всей истории человечества, по крайней мере со времен возникновения государств, особенно империй, происходит непрерывное противоборство народов, наций, государств, вплоть до опустошительных войн, приносящих многочисленные страдания людям планеты. 
Не заглядывая вглубь человеческой истории, укажем лишь на те кровавые события, которые произошли в наше время в связи с распадом многонациональных государств, как Югославия и Советский Союз. Негативные последствия этих событий не только не исчерпаны, но даже приобретают обороты, затрагивающие всю систему мироустройства.
Причиной такой дисгармонии общества, является на, наш взгляд, нарушение иерархии мировоззренческих ценностей, естественным образом присущих человечеству согласно творению по замыслу самого Творца.
Отчуждение Творца от объектов Его творения и замена божьего порядка произволом людей, выдвинувших аморфный принцип (парадигму) «общечеловеческих ценностей», привели к дисгармонии весь спектр общественных отношений, включая межнациональные отношения.
Очевидно, межнациональные конфликты, сопровождающиеся массовым насилием, гибелью тысячи людей и вынужденной миграцией не могут не волновать любого порядочного человека, если он даже не втянут в круг таких событий. Ибо всякая боль в едином организме человечества, так или иначе, не может не коснуться отдельного человека.
Можно, конечно, погрузиться в разбор каждого межнационального конфликта, защищать или обвинять ту или другую сторону. Сегодня, в основном, так и поступаем. Радио, телевидение, печать как закордонная, так и отечественная, дает «глубокий» аналитический разбор происходящих событий, добросовестно перечисляя количество убитых, раненых, оставшихся без крова, покинувших свои домашние очаги, наряду со сводками о погоде или спортивным обозрением. Все так уже привыкли к этой информации, что порой нам кажется, что не будь ее, то жизнь стала бы скучной. Ужасно, но такова сегодня человеческая сущность.
И все это результат нашей дезориентации в иерархии так называемых общечеловеческих ценностей. Сегодня и патриоты, и интернационалисты, и шовинисты и националисты, и автократы и демократы, и либералы и радикалы, и монархисты и анархисты, и элитары и народники - все без исключения твердят о приоритете общечеловеческих ценностей и прав человека, вкладывая в эти понятия сугубо личные, групповые, клановые взгляды. Не имея универсальный характер, они не только отличаются друг от друга, но часто противоречат, вплоть до взаимного отрицания. И, естественно трудно в таком разнообразии мнений быть оригинальным и дать какое-либо, удовлетворяющее большинство, определение этих ценностей.
Тем не менее, опираясь на многовековой социальный, этнический и религиозный опыт человечества, хотелось бы сделать некоторую их иерархическую классификацию с выходом на практическое решение проблемы сосуществования наций в многонациональном пространстве.  
Обострение общественных (социальных) противоречий происходит из-за неправильного или извращенного понимания иерархии мировоззренческих ценностей. В частности спекулятивное манипулирование ими приводит в патологическое состояние и межнациональные отношения.
Выхолощенное, лишенное внутреннего содержания понимание общечеловеческих ценностей превратилось чуть ли в мерило или даже альтернативу всей совокупности ценностей, включая национальных. 
Поэтому попытаемся ответить на вопрос: что же представляют собой национальные ценности в шкале иерархии естественных ценностей?
В своем становлении человек прошел как минимум через четыре уровня развития сознания. Первый уровень - это индивидуальное сознание, которое определяет человека как биологическую личность. На этом уровне человек в борьбе с самим собой, разрешая противоречия между собственным «Я» и генетическим «НЕ Я» стремится к внутренней гармонии и утверждается как индивидуум с однозначным «Я». Второй уровень - это социальное сознание. На этом уровне человек определяет свое лицо в коллективе и стремится к установлению социальной гармонии, т.е. формируется как биосоциальная личность. Объектом социального поведения на этом уровне сознания становится семья, родственники, друзья, коллектив, государство. Третий уровень - это этническое сознание, которое определяется принадлежностью человека к той или иной природной среде, требующей выработки определенных правил поведения, обычаев, а в целом, установления гармонии с природой, т.е. формируется этническая личность. На этом уровне сознания формируется язык, этническая культура поведения, труда и других высоких категорий человеческого бытия. Четвертый уровень - это религиозное сознание, представляющее собой высшую форму сознания. Религиозное сознание устанавливает связь с вечностью, устраняет фатальный конец собственного «Я» и обеспечивает гармонию с Космосом, т.е. формируется космическая личность. Современный человек не может быть полноценным, если он лишен хотя бы одного из этих уровней сознания. Что касается национального сознания, то оно представляет собой некий срез всех уровней во времени и пространстве. Общечеловеческие ценности базируются на интеграле определенной совокупности национальных ценностей.
Пирамида мировоззренческих ценностей строится по приоритетности космического мироощущения (теоцентризма) над этническим, этнического сознания (этноцентризма) над социальным, социального поведения (соццентризма) над биологическим самоутверждением (эгоцентризмом). Качество личности определяется степенью достижения вершины пирамиды.
Деформация сознания по уровням приоритетности и его межуровневой гармонии представляет угрозу стабильности или нормального развития человеческого общества. К сожалению, сегодня общество функционирует в условиях перевернутой пирамиды иерархии ценностей. Демагогическое манипулирование высшими уровнями сознания в угоду его низших, есть признак ухудшения качества человека и его деградации как личности.
Возьмем хотя бы нынешнее противоборство «националов» и «демократов». Каждая сторона аргументирует свои позиции как высшее проявление истины. Но двух антагонистических истин, как правило, не бывает. В результате нет признаков разрешения конфликта, кризис только углубляется. В чем же заключается уязвимость этих «истин»? Да в том, что обе стороны ведут борьбу за «справедливость», на уровне не выше социального сознания. Хотя, на первый взгляд, первые опираются на национальные, вторые на общечеловеческие ценности. Как бы не так. Вся трагедия в том, что здесь нарушен принцип иерархии ценностей. Более высокие национальные и общечеловеческие идеи подчинены более низкой социальной идее. Но и социальная идея представлена не идеей социальной справедливости (например, коммунистической), а ее более низкой формой - идеей государственности. Вопрос о государственности на протяжении веков осмысливался выдающимися умами, во всяком случае от Ибн Хальдуна до Ленина. Нет смысла здесь разворачивать теорию и практику государства. Остановимся лишь на том, что сущность государства вытекает из самого его названия «государство», как «владение государя». По мнению Ибн Хальдуна, государство принадлежит клану избранных («асабийи») во главе с государем. А вот Адам Смит возлагает на государство следующие четыре функции: первая - самозащита граждан от взаимного или внешнего подавления; вторая - справедливое осуждение за отступление от закона; третья - построение свободного общества; четвертая - защита недееспособных граждан. Но при всей разнообразии форм государственности оно оставалось социальным инструментом подавления одного социального слоя другим. Как бы не ругали сегодня мы марксистов, именно в этом вопросе они были правы. Если в начальный период становления государства «асабийя» более или менее соблюдала вышеуказанную иерархию ценностей, то в процессе его старения происходила деформация этих ценностей в сторону соподчинения их высшим форм низшим. Но наивысшей деформации был подвергнут принцип иерархии ценностей, когда в связи с географическими «открытиями» начались разрушаться этнические и конфессиальные границы государств и создаваться полиэтнические и поликонфессиальные империи, в которых все сильнее и сильнее на первое место начались выдвигаться социальные цели, подминая под себя более высокие по иерархии этнические и религиозные ценности, разрушая тем самым еле удерживаемую гармонию мира. Религиозная вера и этнический дух оказались заложниками социального чистогана и в атмосфере ненасытной наживы и роскоши, приобретая уродливые формы, превратились в свои противоположности. И вот перед взором не до конца развращенных чистоганом социалистов представилась уродливая картина всеобщей деградации человечества, которые путая причинно-следственные факторы одним махом пытались покончить и с государством, и нациями, и религией, видя в них главное зло социального мира и духовного раскрепощения. Но, лишив общество не только социального контроля со стороны государства, но и остатков этнического и религиозного самоограничения над социальным эгоизмом, они расчистили путь к невиданной в истории человечества тоталитарной диктатуре. Как следовало ожидать, вместо отмены или отмирания государства, мы получили их уродливую противоположность, не имеющую ничего общего с фундаментальными постулатами коммунистической идеологии. Хотели устранить государя, получили диктатора, хотели установить равенство, получили рабство, хотели передать народу дворцы, загнали его в концлагеря, хотели упразднить нации, получили манкуртов без роду и племени, хотели устранить Бога, потеряли веру в человека. И все это было результатом тотального нарушения принципа иерархии ценностей. Деформация сознания достигла такого состояния, что сегодня апологетами империи выступают прежде всего вчерашние коммунисты. А критикующие их «демократы» не нашли ничего лучшего вновь принести в жертву идее государственности более высокие по иерархии этнические и религиозные ценности. Поэтому на российском уровне ожесточенная борьба идет не между патриотами и демократами, а сторонниками псевдонациональной и космополитической имперской идеи. Тоже самое происходит и в «суверенном» Татарстане. 
Если не разорвать этот порочный круг, то Россия, превращенная большевиками из «тюрьмы народов» в концлагерь народов, в ближайшем будущем может превратиться в кладбище народов. Ибо, лишив человека этнического сознания, мы противопоставляем его природе и лишаем физического иммунитета выживания. Лишив религиозного сознания, разрушаем его психический иммунитет духовного и нравственного самоконтроля. Все это в конечном итоге приводит к разгулу социального вируса, который сегодня с таким успехом разрушает наши тела и души.
Сознавая гибельность такого пути развития, лучшие умы человечества искали универсальные формы обустройства мира. Деятели французской революции 1789 года мечтали о мировом гражданском государстве. После первой мировой войны была образована Лига Наций. Но она не могла предотвратить более разрушительную вторую мировую войну. После него была создана Организация Объединенных Наций. Но и она не могла устранить угрозу апокалиптической третьей мировой войны. 
В чем же причина столь явных неудач в обустройстве мира?
Потому что создание мирового государства, Лиги Наций, ООН и др. международных организаций базируется на идее государственности, т.е. на уровне социального компонента мировоззренческих ценностей. В таких объединениях, вопреки своим названиям, представлены не этносы и нации, а государи, правящие классы, «асабийи». Они защищают не многообразие духовных, этно-культурных, социальных и индивидуальных ценностей, а интересы ограниченного круга властьимущих социальных групп.
Деколонизация империй несколько расширила круг представленных в ООН наций, но подавляющее их большинство осталось за ее пределами. Непредставленные нации оказались заложниками представленных, точнее их правящих элит. У диктаторов оказалось больше прав, чем у целых наций.
Осознавая ущербность международного права, основанного на принципах отожествления нации и государства и неделимости границ, превративших право наций на самоопределение в спекулятивный торг между субъектами государственного права, некоторые общественные деятели попытались создать Организацию непредставленных наций (ОНН) и тем самым изменить принципы формирования нового международного права. Но «цари земные» приняли это как покушение на монополию собственной власти и не дали этой организации обрести реальную правовую силу. 
Но несовместимость принципов неделимости границ и права наций на самоопределение продолжает порождать конфликтную ситуацию между представленными и непредставленными нациями, порой инициируемыми противоборствующими державами. В отдельных случаях эти конфликты превращаются в настоящую войну, в других сохраняются как тлеющие очаги, а некоторые имеют скрытый потенциал спонтанной активности. 
О несовместимости указанных принципов заговорили и некоторые средства массовой информации в связи с провозглашением независимости Косова, Осетии и Абхазии, а также ростом количества «непризнанных территорий». К примеру «Эхо Москвы» даже развернул дискуссию о соответствии норм международного права современным условиям.
Для нас же татар, находящихся более 450 лет под московским игом принцип самоопределения наций является не столько вопросом теории, сколько условием обретения свободы. При этом, мы не собираемся покушаться на территориальную целостность России, представляющей государство татарской нации наравне с другими ее коренными нациями, в том числе русской. Обретению свободы татарской нации мешают не столько государственные границы, сколько отожествление нации с государством. Из-за двусмысленности международного права Россия признается государством лишь русской нации. Другие же нации составляют лишь ее этнические группы, обреченные на ассимиляцию. Даже само понятие автономия отчуждает нерусские нации от русской государственности. 
При этом от нас требуют полной покорности. Естественно это порождает сепаратистские тенденции, так как международное право признает в качестве нации лишь народы, имеющие свое государство. Это видно хотя бы из названия самой ООН, которая в качестве наций объединяет лишь государства. А как же с самоопределением наций? Получается, что согласно международному праву они должны отделиться от государствообразующей нации путем расчленения их государства, что противоречит тому же международному принципу неделимости границ. 
Выходит, что само международное право является источником межнациональных конфликтов, колониализма и сепаратизма.
Как же быть? Как выйти из этого порочного заколдованного круга?
На наш взгляд, пора изменить принципы международного права согласно иерархии мировоззренческих ценностей. Очевидно, это требует провозглашения на международном уровне приоритета религиозного права над национальным, национального права над государственным и в соответствии этой иерархии формировать международные организации. 
Усеченную модель предлагаемого переустройства человеческого общества предложил известный всему миру академик Сахаров. По его Конституции, которая стала его завещанием, на территории бывшей СССР должен быть образован Союз Суверенных Государств. Согласно нее все национально-территориальные и административно-территориальные образования должны были получить статус суверенных государств на уровне близком к субъектам международного права. Во избежание реставрации имперских структур, непременным условием создания такого Союза явилось образование Русского государства, со столицей, не совмещенной со столицей Союза. В государствах, получивших суверенитет на базе национально-территориальных образований, единственным государственным языком нации провозглашался язык нации, давшей название государству. Союзный парламент состоял из двух палат. Палата Национальностей формировалась по национальной квоте по экстерриториальному принципу, а Палата Республик по квоте суверенных государств. Преобразование СССР на этих конституционных принципах уравняло бы права всех наций и, возможно, предотвратило бы развал Советского Союза. Но никто, ни имперские структуры СССР, ни лидеры и парламенты так называемых национальных республик и образований не поддержали идеи Сахарова. Депутаты Верховного Совета СССР под аккомпонимент Михаила Горбачева буквально растоптали великого трибуна, который вскоре скончался от сердечного приступа. А вот ухватиться бы правителям национальных образований за эти идеи, но не тут то было. Наоборот, они больше всех клялись в верности принципам неделимой империи, целостности «общей социалистической Родины». Ибо их социальный уровень сознания не допускала мышления на национальном уровне. Политическая реальность, кажущаяся устойчивость имперских структур, неспособность к диалектическому мышлению подсказывали держаться за державу, которая обеспечит сохранение социальных привилегий. Только спонтанный распад СССР позволил им заговорить о суверенитете, хотя бы о декларативном. Ибо это им обеспечивало видимое или действительное повышение собственного социального статуса (какой государь не хочет править миром!). Но все это делалось согласно испытанному принципу прагматиков - как бы не выпустить синицу из рук, пока за журавль держится «единая и неделимая». Не поняли идеи Сахарова и лидеры национальных движений. Для них эта была лишь уловкой властей, стремящихся любой ценой сохранить империю.
По сей день лидеры национальных движений, национальная элита видят пути спасения татарской нации на тупиковых принципах международного права, к которым, прежде всего, относится обретение собственного национального государства. Их можно понять. Пока не выработаны иные формы самоопределения наций. Но, видя, что этот путь чреват серьезными опасностями, хотят решить национальные проблемы через имперские структуры, которые в принципе не способны на это. Удельная этнократия делает ничего больше, или даже меньше, чего разрешает федеральный центр. Более того, она блокирует или выхолащивает все национальные проекты, реализация которых действительно ведет к национальному возрождению татарского народа. Сегодня во всех официальных структурах (государственных, религиозных, национальных, общественных) сидят «служилые татары», которые видят свое социальное восхождение исключение на путях служения имперскому центру. 
Я же с момента образования Милли Меджлиса татарского народа пытался формировать национальное сознание на иерархических принципах мировоззренческих ценностей, чего не мог представить даже академик Сахаров. Для него национальные (возможно и религиозные) ценности составляли часть социальных ценностей. В этом заключается основная трудность выстраивания общечеловеческих ценностей согласно их иерархии. В свою очередь это мешает переустройству общества на принципах иерархии мировоззренческих ценностей. Признание этой иерархи привело бы к признанию национального права на международном уровне и обеспечило бы социальную стабильность общества при паритете прав всех его членов.  
Естественно без изменения структуры социальной организации нельзя невозможно реализовать эти принципы. Что касается татарской нации, то ее социальная организация в структуре России выглядела бы примерно так: 
- экстерриториальное самоопределение татарской нации как субъекта федерального национального права посредством формирования местных, региональных национальных организационно-управленческих структур, в распоряжении которых находятся земля, ее недра и собственность, принадлежащие татарским общинам на правах национального самоопределения; при этом высшей организационной формой является его Милли Меджлис, формирующий свои низовые органы во всем пространстве самоопределения татарской нации и реализующие свои функции через государственные и муниципальные представительные органы, а территориальной самоорганизацией могут быть мехелле, национальные районы и округа в составе федеральных субъектов;
- территориальное самоопределение татарского народа в форме федерального национального субъекта, обеспечивающего консолидацию татарской нации во всем пространстве самоопределения; национальную субъектность «Татарстан» определяет (субъектообразующая) этническая татарская нация, придающая татарскому национальному языку статус официального по отношению других национальных языков, функционирующих в пределах федерального национального права.  
Именно эти основополагающие принципы формирования и самоуправления татарской нации в той или иной форме я выдвинул на Всетатарском курултае татарского национального просвещения и при формировании Милли Меджлиса татарского народа в 1992 году, а также на Всетатарском общественном центре (ВТОЦ) в 1993 году. Нельзя сказать, что они не были поняты и восприняты татарской общественностью. Большинство членов этих курултаев внутренне ощущали праведность этих принципов и оказали мне поддержку. Именно поэтому я был избран президентом Всетатарской ассоциации «Магариф», заместителем председателя Милли Меджлиса, президентом ВТОЦ. Они были разгромлены позже, когда татарская номенклатура, состоящая в основном из «служилых татар», оправилась от первоначального шока и добилась их замены карманными национальными структурами. Помогли в этом им служилая интеллигенция («зыялылар») и карманные «националы», для которых сладость власти была превыше любых, далеко не понятных и даже рискованных для них идей. 
На всероссийском уровне так поступили с академиком Сахаровым и истинными демократами «агрессивное большинство», «толпящиеся у трона».
Кто же виноват в том, что каждая светлая идея в России превращается в темную силу? Религиозники, националисты, коммунисты, демократы или кто-то еще? Если говорить об идее, то не те и не другие. Ибо идея в своем первородном состоянии нейтральна по отношению ее пользователей. Созидательной или разрушительной она становится тогда, кто ею пользуются. Люди с божественным озарением или сатанинским вожделением. В созидательном аспекте религия очищает души, связывает человека с вечностью; национальная идея обеспечивает гармонию человека с природой, утверждает культуру бытия; коммунистическая идея устанавливает социальную справедливость и реализует преимущества коллективного труда; идеи демократии реализуют формы народного самоуправления и обеспечивают свободное развитие личности. В разрушительном аспекте религиозная идея превращается в теократию и клерикализм, разжигателя религиозных войн; национальная идея используется для установления этнократических или клановых режимов, разжигания межнациональных конфликтов; коммунистическая идея превращается в тоталитаризм и инструмент подавления личности; идея демократии приводит к вседозволенности и беспределу в достижении своих низменных целей. Все это в равной степени относится и к идеям рынка и предпринимательства, общинной или частной собственности, суверенитета и целостности и другим формам общественного бытия и сознания. Значит, каждая идея в своем зародыше содержит созидательный и разрушительный потенциал. И чем больше в обществе созидательных сил, тем продуктивнее идея и сильнее прогресс. И, наоборот, чем больше разрушительных сил, тем сильнее регресс. К сожалению, в имперской России за все время ее существования преобладали силы разрушительные, чем созидательные.
Отсюда следует, что нельзя противопоставить одну идею другой, можно говорить лишь о соблюдении или нарушении принципа иерархии ценностей. Возьмем, к примеру, религиозную идею. Когда она теряет свою созидательную силу? Тогда, когда она используется не в целях служения Творцу, а нации. В этом случае она становится или спекулятивной, или извращенной. Истинные же националы, видя извращенный характер религиозной идеи, не вникая в глубинные причины ее извращения, вовсе могут отрицать ее, впадая тем самым в безбожие. Поэтому известный турецкий богослов Бадиуззаман Саид Нурси, назвал национализм, служащий Творцу (религиозной идее)- праведным (мусбат), а национализм спекулятивный или безбожный- неправедным (мунафи). Еще хуже обстоит дело, когда религиозная идея становится заложником социальной идеи. Эту миссию исполняет институт церкви (любой конфессии), когда он становится духовным приказчиком безбожной власти. В критических условиях это обстоятельство может привести к разрушению самого института церкви, а в худшем случае, отрицанию веры, то есть к полному безбожию (т.е. атеизму), как это случилось в большевистской России. Эту же логику можно выстроить взяв в качестве базовых этнические, социальные и индивидуальные ценности. На мой взгляд, после краха коммунистической идеи (высшей формы социального сознания), человеческое общество опустилось на уровень индивидуальных ценностей, превративших более высокие по иерархии ценности в предмет спекуляции, что приводит к их извращению и отрицанию, а отсюда и к извращению индивидуального сознания.
 К сожалению индивидуальное сознание правящих элит (“асабий”), в основном, имеет необратимый характер, ибо навязанная нам история человечества есть история государств, царей, «великих» и авторитарных личностей, а не народов, культур и конфессий. Поэтому осмысление мира на принципах иерархии мировоззренческих ценностей требует решительного переворота в общественном сознании, чего пока не наблюдается.
Мир сегодня устроен на перевернутой пирамиде иерархии мировоззренческих ценностей и, поэтому чрезвычайно не устойчив. 
Тем не менее, индивидуальное сознание, на обслуживании которого находятся все ценности по иерархии перевернутой пирамиды, сегодня стало высшей ценностью бытия. При таком сознании даже Творец находится на службе у индивидуума. Если не находится, то он просто отрицает Его.
Индивидуальное сознание не различает дуализм идеи- ее праведный и неправедный характер. Но интуитивно чувствуя угрозу со стороны праведной части идеи, старается противопоставить ей ее неправедную часть, выдавая первую за ложь (экстремизм, сепаратизм, национализм, исламизм и т.п.), а вторую за правду (терпимость, толерантность, умеренность и т.д.).
Это особенно касается религиозной и этнической идее, которые недоступны на уровне индивидуального сознания в их первозданной чистоте. Поэтому даже на международном уровне отсутствуют принципы религиозного и национального (этнического) права. В лучшем случае они вкраплены в социальное (государственное) право в качестве его служанки. Даже социальная идея сегодня подчинена индивидуальной идее, что делает социальные структуры неспособными защищать элементарные права человека, о которых так громко на весь мир кричат индивидуалисты.
Такими образом перед нами, сторонниками Милли Меджлиса, стоит практически непосильная задача переворачивания пирамиды ценностей в ее естественное состояние, которое доступное было только пророкам, хотя бы на уровне человеческого сознания. В практическое русло смог ее поставить лишь пророк Мухаммед. К сожалению, на протяжении более 1400 лет ее обратным переворачиванием занимались всякого рода сатанисты, которые каждую попытку им помешать называют экстремизмом и исламизмом.
В целом речь идет о противопоставлении миру куфра (дарел куфр) мира божьих законов (дарел дин) и установления равновесия между ними. Для нас существует только два мира- праведный, который строится на принципах иерархии мировоззренческих ценностей согласно правильно поставленной пирамиде и неправедный, который строится на принципах иерархии мировоззренческих ценностей согласно перевернутой пирамиде.
Если мы будем искать национальную свободу в мире куфра, как это делаем уже на протяжении десятков, а может быть и сотен лет, то сильно ошибемся, ибо каждая наша победа будет присвоена куфром, а каждое поражение будет увенчаться новыми страданиями, вплоть до полного инкыйраза. И в этом нам не помогут ни оружие, ни деньги, которых несметно у куфра, а полное следование законам Творца- в помыслах, словах и делах. 
В мире дарелдин совершенно иные социальные институты: институт семьи, образования, права, экономики и т.д. и вовсе - это новая земля, новое небо. Я вот уже более 30 лет тружусь на этом поле. Часть разработок будут размещены на сайте Милли Меджлиса. Спасибо за это Аскеру, создателю сайта. Дальнейшее же их размещение будет зависеть от активности сторонников предложенной идеи. Но, к сожалению, они пока «премудро» молчат. Активность проявляют пока лишь ее противники. В этих условиях все мои дела, как это было раньше, могут работать лишь в их пользу. 
Да, человечество за всю свою историю был одарен множеством позитивных религиозных, этнических и социальных идеологий и концепций. Но силам тьмы всегда удавалось превращать их в свои противоположности, переворачивая верхом вниз пирамиду иерархии ценностей. Я не исключаю, что и данная концепция будет использоваться этими силами для упрочения мира куфра, за что я несу моральную ответственность. Поэтому, объявляя ее открытым, далеко не совершенным, я надеюсь, что она будет наполняться и корректироваться новым позитивным содержанием, в направлении, препятствующем силам тьмы использовать ее в сатанинских целях. 

Председатель Милли Меджлиса татарского народа Ильдус Амирхан
Казань, 17 сентября 2008 г

No comments: