Saturday, September 6, 2008

РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ: ТАТАРСКИЙ ВЗГЛЯД

РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ: ТАТАРСКИЙ ВЗГЛЯД
   
Научные сотрудники Научно-исследовательского центра семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан приняли участие на двух научных конференциях (на второй Всероссийской научной конференции «Национальная идентичность России и демографический кризис», Москва, 15 ноября 2007 г. и VIII Международной научной конференции «Россия: ключевые проблемы и решения», Москва, 18-19 декабря), организованных и проведенных Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Создается представление, что на уровне Российской Академии наук по инициативе этого Центра формируется мозговой центр по выводу России из системного мировоззренческого, этно-духовного, социального и сопутствующего им катастрофического (Гундарев) демографического кризиса на базе общенациональной идеи и национальной идентификации России. На основе этих идей проводятся и другие общероссийские конференции, организуемые Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Российским государственным социологическим университетом и другими ведущими российскими учебными заведениями и научными учреждениями России. Проблемы, активизируемые этими государственными учреждениями не могут не касаться и татарской нации, которая разработчиками русской национальной идеи, как и другие нерусские российские нации, рассматривается этнической группой российской гражданской нации, идентифицируемой русской, наподобие, английской, французской, немецкой и т.д. Если посмотреть на эту проблему формально, то она, в целом, не противоречит действующим международным нормам. На это указывает сам принцип создания ООН, как организации объединенных нацией, образующих государства. Другие же нации, проживающие в этом государстве, но не имеющие государственный статус, автоматически становятся этническими группами государствообразующей нации. В этом смысле не имеет правовое значение международная декларация «о праве наций на самоопределение». Ибо нужды в самоопределении наций нет. Они и так, согласно международному определению, имеют собственные независимые государства. И, поэтому, любые попытки обретения этническими группами собственной национальной государственности на основе декларируемого «права наций на самоопределение» рассматривается государствообразующей нацией, особенно его правящей верхушкой, сепаратизмом, представляющим угрозу целостности государства. Декларация о праве наций на самоопределение может выступить в силу лишь тогда, когда для соперничающих сил складывается действительная или мнимая возможность ослабления соперника вплоть до разрушения его национального государства. 
Именно из таких принципиальных позиций, формально не противоречащих международному праву, преобразуется Россия в государство русской нации. И, исходя из этих позиций, формируется русская национальная идея и вырабатывается национальная идентичность России.
В целом, речь идет о возвращении к той форме российской государственности, которая существовала в дореволюционной России. При этом рассматриваются различные конфигурации общерусской идеи: от варяжской до византийской, от евразийской до либерально-западнической. В качестве мировоззренческой основы национальной идеи выступает восточное православие и византийское имперское наследие в форме «Москва - Третий Рим». Одновременно с этим становятся актуальными лозунги державности и народности, цивилизационизма и мессианства. 
Очевидно, высокая активность русской интеллектуальной элиты в поиске эффективной национальной идеи вызвана кризисным состоянием российского общества, основными показателями которого являются развал мировой социалистической системы, распад Советского Союза, угроза распада России вызванная сепаратистскими тенденциями и, наконец, ухудшением демографической ситуации, инициированным синдромом распада, приведшим в депрессивное состояние российское общество. 
Русские как бы повторяют цикл распада татарской имперской нации в той же последовательности: развал империи Чингисхана, распад Золотой Орды и, наконец, разрушение Казанского ханства, приведшие к потере татарами своей национальной идентичности. Именно этот процесс хотят остановить русские. Не нам ли татарам не понять эту обеспокоенность.
Но для этого нужно поставить диагноз всему российскому обществу, раскрыть причины глубоко распущенной болезни. На наш взгляд, наиболее близко к решению этой задачи подходит видный русский ученый И.А. Гундаров. Ввиду важности проблемы, мы более подробно остановимся на выдвигаемой им версии о причинах возникновения этой болезни. По данным НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова, пишет он, с конца 80-х годов уровень смертности в России вырос к 1994 году в 1,5 раза . В результате страна потеряла дополнительно умершими более 9 миллионов человек. Этот подъем он назвал «сверхсмертностью», т.е. превышающим фоновый уровень в силу действия какого-то необычайного фактора. В настоящее время накоплено множество версий относительно причин российской сверхсмертности, говорит он: накопленная усталость поколений, когортный эффект, плохая экологическая обстановка, алкоголизация населения, обнищание, высокий холестерин крови, ожирение, курение, развал здравоохранения, стресс от распада СССР, геноцид и др. Изучив все эти факторы, влияющие на смертность, И. Гундаров пришел к выводу, что причина сверхсмертности в России не определяется указанными элементами. Она оказалась не идентифицированной современной наукой, что позволяет говорить о действии фактора «Х», у которого обнаружены следующие свойства: большая скорость распространения по огромной территории бывшего СССР, синхронность действия на расстояниях в тысячи километров; избирательное поражение лиц среднего трудоспособного возраста; преимущественное влияние на мужчин по сравнению с женщинами; воздействие почти на все неинфекционные и неинфекционные заболевания; возможность менять вектор от увеличения смертности до снижения смертности. Ни один материальный агент не обладает такими свойствами, считает ученый. Значит, пологает он, фактор имеет нематериальную природу. По этому поводу известно, что многие духовные и эмоциональные состояния оказывают выраженное влияние на здоровье. Депрессия, озлобленность, тревожность, отсутствие смысла жизни, потеря контроля над ситуацией, неуверенность в завтрашнем дне увеличивает смертность в 2-3 раза. Ощущение ущербности в случае потери работы увеличивает риск смерти, который не снижается даже при полной материальной компенсации вынужденного простоя. Наоборот, социальный оптимизм, чувство служения делу, радость жизни, творческий подъем увеличивает продолжительность жизни. Эти научные факты подтверждают правоту высказываний религиозных мыслителей о «смертных грехах» - нравственно-эмоциональных состояниях, ведущих к душевной и, как оказалось, физической смерти. К ним причисляются гордыня, гнев, тоска, сребролюбие, блуд и др. Отсюда ученым делается вывод, что для измерения духовного неблагополучия среди населения могут использоваться аномальные поступки, характеризующие нарушение нравственных заповедей: «не убий» - убийства, «не кради» - кражи, воровства, коррупции, «не прелюбодействуй» - разводы, блуда, «не теряй веру в Творца» - самоубийства, «почитай родителей» - брошенные старики и т.д. Перечисленные статистические показатели, говорит он, являются маркерами разрушительных духовных состояний - агрессивности, несправедливых отношений собственности, разрушения семейных уз, безысходности и т.д. Общим индикатором духовного неблагополучия может служить преступность. Согласно проведенных научных исследований достигнуты высокая корреляция преступности с упадком духа.
На основании выявленных закономерностей И. Гундаревым было сформировано представление об агрессивно-депрессивном синдроме как ведущей причине «сверхсмертности» в России. В целом весь процесс носил эпидемический характер, где функцию контагиозного агента выполняла «заразная» информация (ложные идеи, деструктивное настроение, разрушительные эмоции) обладающая притягательной для населения способностью. Переносчиками «инфекционных» элементов служили СМИ и другие агенты (в основном, телевидение, интернет и «желтая пресса»). Воспринимающие их люди «заражались», становясь ретрансляторами информационной «инфекции». В результате формировался классический эпидемический рост психосоматических состояний. Кроме возбудителя, переносчика и реципиента эпидемическая цепочка включала еще источник, который поставляет заразного агента в окружающую среду. Источник - это условие появления причинного фактора. К главным источникам агрессивности, деструктивности и депрессии относится неадекватная модель реформ, нередко противоречащая принципам гуманизма и справедливости, насаждающая атмосферу алчности, эгоизма, распутства, всевластия денег, нарушающая права на труд, жилище, образование.  
С изложенных позиций становятся объяснимыми все перечисленные ранее парадоксы динамики смертности на постсоветском пространстве, заключает Гундарев. Начало «перестройки» характеризовалось выраженным нравственно-эмоциональным подъемом, связанным с надеждой на новую, более справедливую жизнь. Аналогичные духовные процессы происходили и в странах Восточной Европы. Это привело к снижению смертности. Начало шоковых реформ, наоборот, вызвало в населении рост духовного неблагополучия, проявившегося эпидемией агрессивно-депрессивного синдрома. В результате смертность выросла. В 1995-1998 гг. общество оправилось от первоначального шока, что сопровождалось улучшением психологической атмосферы, увеличением адаптивных резервов и снижением смертности. Но стресс от дефлота в 1998 г. вызвал резкое ухудшение психологического состояния населения, снижение объема адаптации и рост смертности. Нарастание смертности в 1998-2006 гг. свидетельствует о неблагополучном социальном настроении, что подтверждается выраженным ростом преступности.
С таких же духовно-психологических позиций рассматривает И. Гундарев и причины спада рождаемости. 
Но в то же время эти доводы говорят о духовно-психологических резервах устранения сверхсмертности и спада рождаемости.
Поэтому, наверное, Гундарев делает оптимистическое предположение о том, что устранение сверхсмертности можно достичь за 3-4 года. И в качестве лекарства для оздоровления им предлагается духовность.
Диагноз, установленый Гундаревым российскому обществу и версия о причинах заболевания близки нашим представлениям, хотя трудно разделить (а хотелось бы) его благоприятный прогноз относительно ее излечимости. На наш взгляд болезнь вошла уже в свою злокачественную стадию. 
Укажем лишь на то, что Гундарев в качестве маркеров разрушительных духовных состояний используют такие нравственные заповеди, как «не убий», «не кради», «не прелюбодействуй», «не теряй веру в Творца» и т.д., которые были устранены в атеистическую эпоху. Но, тем не менее, в то время население страны не дошло до такого агрессивно-депрессивного состояния, ставшего, как указывает И. Гундарев, ведущей причиной сверхсмертности. Отсюда невольно напрашивается вывод, что духовность как нравственная категория напрямую не связана с декларируемыми церковью религиозными установками. Поэтому у многих людей возникает «еретическая» мысль такого рода: неужели атеисты были правы, когда осуждали религиозную мораль, неужели коммунистические идеалы лучше, чем религиозные. Да и снятие занавеса с западных окон показало, что и в «цивилизованном» мире не все благополучно с нравственностью, хотя там тотальной атеистической эпохи вовсе не было. 
Тем не менее, И. Гундарев абсолютно прав, когда эти болезни рассматривает как результат отступничества от божьих заповедей, а точнее, божьих законов. Если в коммунистическую эпоху и соблюдались некоторые моральные нормы и определенный уровень нравственности, то это исходило из «остаточного» потенциала доатеистической эпохи, который иссяк в безбожном пространстве и обнажился в перестроечную эпоху.
Но и ставка на современную церковь (любой конфессии) как на средство быстрого излечения более чем иллюзия, ибо она сама давно уже из престола Бога превратилась в духовного приказчика безбожной власти.
Беды России, русского народа и других народов единого этно- экологического ландшафта начались уже давно, более 1000 лет назад со времен проникновения скандинавских варягов на славянские, тюркские и угрофинские земли. Поэтому процесс выздоровления надо начать не с нового прилипания к соблазнительным окнам Европы, а восстановления своей этнической (национальной) идентичности на собственных корнях.
Многие добросовестные исследователи российской истории, у которых еще не иссяк дух свободного прошлого совсем по другому видят историю нашей страны и ее порабощенного народа. В качестве примера приведу некоторые выдержки из книги Вагиза Абрарова «Тайны исцеления» . 
«Никто и никогда в русской истории не пытался объяснить, почему это «благородные князья» Киевской и 3алесской Руси, происходящие от высокодуховных и мирных восточно-славянских предков, вдруг став такими кровожадными и свирепыми, начали разорять и уничтожать свой народ, разрушать свою страну и в слепой ярости беспо¬щадно вырезать друг друга.
Ведическая счастливая страна восточных славян, стоявшая духовно выше всей цивилизации того времени, имевшая высокие эталоны и Божествен¬ные ценности, расположенная на территории современной Западной и Цен¬тральной России, в VIII веке огнем и мечом была оккупирована североскан¬динавскими военными формированиями Центральной и Северо-Западной Европы. Мирные восточные славяне за-щищались героически, но силы были слишком не равны.
Пять тысяч лет назад у этих людей уже была государственность и мирная, направленная исключительно на процветание, форма народовлас-тия. Жизнь у восточных славян, занимавшихся охотой, рыболовством, животноводством, ремеслами, развивалась спокойно и гармонично.
Главной ценностью варягам виделся сам трудолюбивый, мирный и доб¬рый народ. «Гости» уже давно считали добрых и трудолюбивых древлян своей собственностью, гораздо более ценной, чем меха, мед или пенька.
Бесхитростным и доверчивым древлянам «гости» объяснили, что они обя¬заны сдать все запасы из своих амбаров. От¬дать снедь, меха, шкуры, а также каждую вторую женщину как для услады своих господ и продажи на невольничьих рынках. Однако они явно переоценили силу своего «обаяния» и силу своих мечей, поскольку были практически все перебиты. Плененный Игорь был привя¬зан к деревьям, и разорван. Но вслед за этим с Балтики пришли целые флотилии для захвата сказочных славянских земель. И запылали города и городища, и полноводные реки понесли сотни трупов в моря, и побежал из пылающих лесов человек и зверь. Захваченные врасплох чудовищной агрессией, славяне стали оказывать яростное сопро-тивление, усиливающееся с каждым днем. Огромная регулярная армия северной и центральной Европы ме¬чом и огнем расчищала место под фундамент для сколачивания ра¬бовладельческого государства, названного Киевской Русью, а затем и более расширенного, названного много позже Россией.
Жесточайшая война, которой суждено было никогда не кончиться, раз¬горалась с каждым годом, с каждым десятилетием. Народ, не забыв веро¬ломства бандитов, не принял порядка по чуждому образцу, стремясь вер¬нуться к Божественному, ведическому укладу «доваряжского периода».
Все эти так называемые князья были прямыми потомками оккупантов из военизированных бандформирований скандинавов. Но, осваивая славянскую землю, свирепые и жадные норманны сцепились между собой. 
В новом государстве, названном Киевской Русью, славянам отводилась роль бесправного рабочего скота и расходного материала. Однако народ не примирился с захватчиками и это государство уже в XII веке развали¬лось.
В опустошенном сознании удельных «князей», потомков косматых бан¬дитов в рогатых шлемах остались только звериные ин¬стинкты грабежа и самосохранения. Именно поэтому мельчавшие и враж¬дующие княжества северной Залесской Руси под управлением завоевателей в XII-XIII веках не составляли единого государства, а населявшие их племена славянского происхождения не были единым рус¬ским народом.
На огромной территории, отведенной народности, имеющей важ¬ную провиденческую миссию в масштабе всего вселенского государ¬ства, единым руководителем которого является Сам Господь, произошла огромная задержка в организации государственности и развития на-родности. Для ее исправления Провидением были ниспосланы монголы, с целью объединения Руси и ускорения ее развития. В результате этого «нашествия» с Востока, монголами было создано единое и сильное государство. Затем произошло его укрепление и в XV-XVI веках наступил расцвет Московской Руси.
Однако глубокое внедрение в сознание порабощенного народа необхо¬димости постоянной защиты от смертельной опасности со стороны уже потомков «князей» привело к продолжению войны, в которых, в первую очередь, истребляли «свой», им ненавистный народ силами противника.
В Московском государстве богатели только царские чиновники, которые были при казне и пользовались ею. Иностранцы всегда удивлялись изобилию царских сокровищ и замечали крайнюю нищету на¬рода.
Глубинная народная память граждан оккупированной и разрушенной стра¬ны помнила о доваряжском, ведическом укладе жизни, сохранившемся несмотря на прошедшие шесть веков в ска¬заниях, песнях и плачах, за публичное исполнение которых полагалась смер¬тная казнь.
Скандинавский род Рюриковичей в течение 600 лет пытался жестокими методами покорить эту неведомую им страну. Однако в этой бесконечной войне варяжский род сам фактически погиб в неутихающем пламени пожара. Рюрико¬вичи уступили московский трон прозападной династии Романовых, оставив им в наследство созданные ими самими проблемы отношений с народом и разгоравшуюся, как неугасимый лесной пожар, войну.
Таким образом, российские власти, разве кроме короткого периода цар¬ствования Николая II, продолжали править своим народом оккупационными методами, разработанными буйным и злым варягом Ива-ном Грозным и не менее свирепым и яростным, Петром I. Практичный Запад по сей день продолжает рассматривать Россию как дешевую кладовую минеральных ресурсов и дер¬жательницу расходного человеческого материала.
Таким образом, счастливая страна с высочайшей культурой, жившая по Божьим заветам еще в VIII веке, была порабощена силами Планетарного демона, как лаборатория для отработки темных технологий с целью объе-динения уже всего человечества Земли под абсолютной тиранией антихри-ста.
С тех пор каждый век под давлением обстоятельств и времени менялось лицо власти, абсолютно не затрагивая его тиранической сущности. 
Пока мы не начнем молиться Господу и расти духовно - не будет мира, счастья, достатка в семье и стране. «Реформаторы», приватизаторы, «се¬мьи» из корпуса внешнего управления Россией могут вывезти на дело создания дьяволочеловечества еще десятки миллиардов, но бетон в одномерном мире для вмуровывания их душ на дне Галактики уже замешан и ждет их».
Можно согласиться или не согласиться с такими представлениями истории России, но ставка на демоническую систему правления будь в форме национального государства, будь западничества или евразийства, будь в виде опоры на официальную церковь окончательно может привести к поглощению России «черной дырой», названной «западной цивилизацией».
Единственное спасение нами видится в создании русской духовной цивилизации ведомой Самим Господом как духовной альтернативы материализованному Западу, ведомому демоном власти. И речь вовсе не идет об упразднении этой власти, а об установлении божьего баланса между духовным и материальным составляющими двухполюсного мира.
Россия это не государство, а цивилизация. Погоня за «русскостью» наподобие «французскости» или «немецскости» приведет к растворению русского народа со всеми его этническими компонентами в «европейскости», что приблизит одномерное человечество к роковой черте. И речь вовсе не идет о каком-то мифическом возвеличивании России, а о том, что сегодня в мире нет государства или цивилизованной системы, которая смогла бы взвалить на свои плечи миссию установления межцивилизационного баланса.
Если Россия не справится с этой задачей, то ее место рано или поздно займет другая альтернативная сила, которая восстановит нужное равновесие.
Пока же русские видят свое спасение в национальном государстве, где другие народы будет представлены в виде этнических групп государствообразующей нации как в любом национальном государстве. 
Да, после распада Советского Союза доля русских в составе населения России подскочила до 80%. Такое подавляющее преимущество русских по отношению «инородцев» вызвало иллюзию у определенной части русской элиты о легкости построения русского национального государства. Но дело в том, что эти 80% напоминают рейтинг коммунистической партии во времена застоя или «Единой России» в период всеобщей депрессии. Что стало рейтингом коммунистов всем известно. Как создавался рейтинг «единоросов» - тоже. Именно так обстоит дело с долей этнических русских в составе населения России. А на самом деле сегодня трудно найти хотя бы троих русских, из которых можно было бы слепить минимальную русскую этническую общину. Более того, в связи с нарастающей депопуляцией коренного населения, русская нация непрерывно пополняется за счет популятивно активной массы мигрантов с совершенно иной этно-духовной матрицей. И вот на это весьма пестрое образование накидывается некая общерусская идея, которая должна генерировать русский менталитет.
Поэтому при формировании русской национальной идеи надо четко структурировать ее содержание с учетом этнического состава нации в целом.
В первую очередь, нам представляется необходимым отказаться от отожествления нации с государством, как это звучит в аббревиатуре ООН. В данном случае слово «нация» использовано в смысле слова «народ». Недаром мы говорим, «международное право», «международная организация» и т.п. В этом смысле понятие «народ» больше ассоциируется понятием «государство», которое больше всего выражает социальную организацию наций, объединенных на определенной территории. На наш взгляд, вместо термина «национальная идея», более корректно использовать термин «государственная идеология». Что касается термина «нация», она, скорее всего, означает социально организованную этно-духовную общность, которая хотя и исторически формируется на конкретном экологическом ландшафте, но в принципе не привязана к определенной территории. Это касается всех наций: русских, татар, евреев и др., рассеянных чуть ли не по всему миру. В то же время в составе каждой нации могут образоваться отдельные этнические группы, различающиеся между собой специфическими духовными или этно-культурными признаками.
Таким образом, применительно к России выстраивается такая иерархическая вертикаль национально-государственного устройства: российское государство как субъект международного права, обладающее полным суверенитетом на всей территории, обозначенном международно признанными государственными границами; российский (русский) народ, как носитель единой для всех населяющих его нацией государственной идеологией; нации, входящие в состав русского народа в качестве субъектов национального права; этнические группы, входящие в состав нации в качестве субъектов этнического права. Данная иерархия при полном и неукоснительном соблюдении норм международного, национального и этнического права не допускает (и не нуждается в этом) никаких государственно-, национально- и этнически- территориальных образований.
Следует подчеркнуть, что институт автономизации возник как реакция на отсутствие национального и этнического права на международном и государственном уровнях. Отсутствие или их невыполнение породили также международную декларацию о праве наций на самоопределение, вошедшую в противоречие принципу нерушимости государственных границ.
Пока за государственную идеологию будет выдаваться русская национальная идея, трудно будет установить национальную идентичность русской нации и тем больше будет угроза ее распада. В таком жизненно важном деле гоняться за количеством за счет качества чрезвычайно опасно. Нужен определенный эталон этнической «чистоты», чтобы претендовать на роль «собирателя русской земли». На наш взгляд, прежде чем разработать русскую национальную идею нужно определиться основными принципами государственной идеологии, за основу которой можно положить предложенный Сулакшиным русский цивилизованный потенциал российского государства , под которым конкретно понимается:
• общая история и пространство;
• русский язык;
• традиционные для России религии, прежде всего православие;
• культура;
• традиции;
• ментальность;
• уклады и устои;
• поведенческие и ценностные стереотипы.
Мы бы к этим параметрам добавили:
• русская нация как основа государствообразующего русского народа;  
• паритет наций (включая русскую нацию) в составе русского народа;
• наличие национальной идеи у субъектов национального права;
• наличие этнической идеи у субъектов этнического права.
Следует особо подчеркнуть, что параметры русского потенциала могут не быть идентичными с параметрами русской национальной идеи. Например, государственный русский язык может не совпадать с национальным библейско-былинным языком, в котором отражается душа русской нации. Параметр «традиционные для России религии» может быть заменен параметром «духовная общность» (единобожие), а параметр «православие» переведен в перечень параметров русской национальной идеи и т.д.
Наличие национальной (этнической) идеи у субъектов национального (этнического) права определяет их национальную (этническую) идентичность, на основе которых на государственном (цивилизационном) уровне формируется духовный и этнокультурный образ жизни каждой нации. 
К сожалению, в настоящее время отсутствует институт национального (этнического) права, что лишает нации (этносы) этно-духовного развития. Естественно это приводит к межнациональным и межэтническим осложнениям и снижению культурного потенциала всего русского народа.
Примером существования некой структуры национального права в дореволюционной России являлись религиозные институты, которое в некоторой степени обеспечивали национальную идентичность в основном инородцев (на подобие иудейского синедриона в период римского владычества). Но нынешняя религиозная система не обладает легитимным правом национальной идентификации ни одной российской нации.
А пока же получается, что повсюду национальная идея приносится в жертву государственной идеологии. Последняя становится мерилом всех национальных ценностей. К чему все это привело, мы хорошо знаем из недавнего коммунистического прошлого. Зачем повторять эти ошибки? Внешняя мощь не всегда соответствует внутренней. Это мы уже видели на примере царской России и Советского Союза. Трехсотлетняя династия Романовых, ставшая чуть ли жандармом Европы, рухнула за считанные дни по призыву кучки революционеров, коммунистический блок, претендующий на мировое господство, распался росчерками пера трех подвыпивших царей.
Поэтому, прежде чем бить в треснутые колокола и дырявые барабаны, надо приступить к разработке конкретных положений российской государственной идеологии на базе российского (русского) цивилизованного потенциала, которые определили бы национальную идентичность России и стали бы основой разработки национальных идей всех российских наций, составляющих и обеспечивающих единство и целостность русского народа.
На наш взгляд, разработку государственной идеологии в первую очередь надо начать с определения правого статуса государствообразующего (гражданского, политического) русского народа, верификации особой роли русской нации в его формировании, правосубъектности национальных и этнических идей и идентификации русского национального государства как организующего ядра русской духовной цивилизации. В качестве системного образца можно взять США, которые являются организующим ядром западной материалистической (бездуховной) цивилизации.
Что касается национальных идей, то, в первую очередь, они должны служить основой разработки эталонов национальной жизни в их этно-духовном проявлении, создания моделей формирования личности и семьи и других национальных институтов, обеспечивающих цивилизованное развитие наций (этносов) в рамках единой государственной идеологии. 
В этом смысле нам татарам объективно не нужен распад России. Во-первых, она является для нас таким же национальным государством, как для русских. Во-вторых, этот распад не сулит ничего хорошего в смысле возрождения своей восточноориентированной идентичности. Тенденция ориентации на запад, вызванная недовольством национальной политикой Москвы может привести к утрате последних этнических признаков. Но ошибки в практической реализации русской национальной идеи, внешняя привлекательность западной демократии и свободы, надежда признания Западом государственного суверенитета после распада России (хотя бы на примере новых государственных образований после распада Варшавского договора и СССР) будут оставаться катализаторами татарского сепаратизма. 
Сдерживать этот процесс недемократическими средствами может оказать негативное воздействие на консолидацию единой российской нации даже при отсутствии активного сопротивления. Ибо комплекс ущербности и неполноценности не будет работать на пользу благополучия государства. В этом смысле нам кажется ошибочной политика Москвы в отношении Чечни.
Если сузить понятие цивилизации до национально-государственного уровня, то опять получим тоталитарную мононациональную империю, от которой все бегут и никто в нее не просится. В таком случае для сохранения целостности государства надо будет полагаться лишь на образ «внешнего врага», силу и природные ресурсы, на которых нельзя долго продержаться.
Попыткой создания подобной цивилизации было образование Советского Союза, который противопоставил мировой буржуазии мировой пролетариат, не разделив ни того, ни другого на религии и нации. В принципе эта была гениальная идея, которая исходит из дуалистического принципа извечной борьбы добра и зла, света и тьмы. На пассионарном этапе этой борьбы она охватила миллионы умов и привела к созданию мировой социалистической системы, охватившей все континенты земного шара. Но материалистическое мировоззрение, отвергшее Бога, национальный нигилизм, исключивший многообразие проявлений человеческой природы, стремление нарушить баланс между светом и тьмой (добром и злом), установленный самим Богом до скончания света, привели к упадку пассионарной энергии «пролетариата» и вслед за этим разрушению коммунистической цивилизации, которую не могли спасти даже частокол баллистических ракет, способных многократно уничтожить мир. И вновь свет превратился в тьму, а добро в зло. И на этом фоне буржуазная цивилизация представилась светом в темном царстве, а зло предстало как всеобщее добро. Как только это совершилось, из этого «темного царства» и «империи зла» в мир «света и добра» потекли все братские народы: братья- славяне и единоверцы-православные, прибалты и кавказцы, европейцы и азиаты. Остались одни татары и угрофины, калмыки и чукчи - им некуда было идти. После драки кулаками не машут. Кони скачут, когда головы на одном уровне, начинает отставать тот, кто первым теряет его.
Хотя побег из России на Запад та же дорога в ад, но для многих он представляется как рай, естественно, земной, а не небесный, в который мало кто верит. Всех соблазняет «адамово яблоко», сладостный плод искушения.
Но Западная цивилизация выигрывает тем, что она всем беженцам дает «свободу» и дарит «демократию», а освободившимся народам «суверенитет» и «независимость». Вот и ждут оставшиеся в неволе, когда же развалится Россия и они тоже получат дары цивилизации. Поэтому и слышать не хотят о российской (русской) цивилизации, так как Москва все еще крутит ту же пластинку, со скрипом воспроизводящую музыку варяжского величия и византийского православия, давно потерявшую свое сакральное звучание. Естественно это не относится к народному православию, являющемуся славянской (этнической) версией раннего христианства. Истинную духовную цивилизацию можно построить лишь вернувшись к первичным истокам пророческих откровений единобожия, несущим извечные принципы божьей справедливости и человеческой свободы. А когда русский превращает русского в раба, ни о какой нации речи быть не может.
На протяжении всей человеческой истории установлению принципов справедливости препятствовало искусственное разобщение религий. Божьи законы как бы растаскивались по «религиозным квартирам». Не вникая в единую социальную сущность всех религий, каждый представлял свою религию единственно истинной, если при этом не соблюдает ни религиозные нормы и не знает ее основные догмы. Слепота веры, внешнее различие обрядов, фетишизация ритуалов, иррациональная мифологизация и догматическая схоластика разрушают сущность веры, что позволяет безбожникам посеять среди верующих сомнения в универсальность божьих законов. В результате такой «заботы» одни становятся господами, другие рабами, но никак не хозяевами своей судьбы, своей доли, дарованной Богом.
И вот когда народы мира воочию увидят в России торжество царства истины и божьей справедливости, то они сами потекут в ее объятия, установив тем самым божье равновесие (баланс) мира.
Если же Россия вновь не оправдает надежды народов, то непременно развалится или вымрет, что приведет к установлению однополярного мира, который, превратившись в «черную дыру», рано или поздно взорвется, породив тем самым множество новых народов, которые положат начало к новому витку цивилизаций, где нам может не оказаться места.
К сожалению, понимание этой ситуации как со стороны русских, так и татар минимально. Первые одержимы манией величия, вторые охвачены синдромом безразличия, что не сулит ничего хорошего и тем и другим.
Цель же этой статьи побудить национальные элиты к разумному диалогу, если они искренне обеспокоены судьбой своих наций, а не решают проблемы господствующих элит за счет разыгрывания национальной карты.  

  Амирханов И.У., главный научный сотрудник
  НИИ Центра семьи и демографии Академии наук РТ, 
  заслуженный деятель культуры РТ

No comments: